


Высококонкурентный рынок ритейла не терпит неэффективности
Интервью Анастасия Вишняк-Кулагиной, директора департамента закупочно-логистической деятельности ТС «Брусничка»
- Здравствуйте. До 2011 года Вы развивали супермаркеты и магазины у дома «Брусниця», теперь – фрешмаркеты «Брусничка». Изменилась ли логистическая деятельность Вашей компании в связи с обновлением концепции магазинов?
Добрый день. Конечно, логистическая деятельность изменилась. Концепция «фрешмаркета» подразумевает постоянное наличие свежей продукции на полках наших магазинов. Прежде всего, участилась доставка нескоропортящегося товара в магазины сети до 3-х раз в неделю. Практически одновременно с открытием фрешмаркетов мы начали поставлять овощи и фрукты через новый собственный специализированный распределительный центр. Таким образом, мы добиваемся максимальной свежести продукции на полках магазинов, ведь чем меньшими партиями и чаще мы доставляем товар в наши торговые точки, тем более свежую продукцию потребитель будет видеть на полках.
- Ассортимент фрешмаркетов подразумевает постоянную ротацию свежей продукции. Как Вы справляетесь с такой злободневной задачей?
Собственно, изменение логистических процессов и подразумевает более быструю ротацию товара в рамках движения РЦ-магазин-потребитель. Помимо этого, мы следим за свежестью товара непосредственно на самих полках, причем как с помощью собственных ресурсов, так и с привлечением добровольцев-потребителей. Сеть еще в ноябре 2012г. запустила проект «Фрешконтроль», ориентированный на привлечение клиентов к дополнительному контролю свежести и качества товаров в магазинах (по условиям проекта покупателю, который нашел продукцию с истекшим сроком реализации в торговом зале, выплачивают полную ее стоимость). Благодаря народному контролю, за два месяца действия проекта «Фрешконтроль», случаи выявления товаров с истекшим сроком годности на прилавках сети сократились в 2 раза. Такие результаты достигнуты, с одной стороны, за счет непосредственного выявления подобных товаров покупателями, с другой – в связи с тем, что продавцы стали еще более ответственно относиться к своим обязанностям.
- Самые отдаленные магазины «Брусничка» находятся в Полтаве. Стало быть, обслуживать их сложнее всего?
С точки зрения логистики оптимальный радиус от распределительного центра до самого отдаленной точки поставки – около250-300 км. Магазины Полтавы, конечно, не являются наиболее оптимальными точками доставки, но при условии открытия достаточного количества магазинов в данном направлении можно будет говорить об оптимизации процесса.
- Как Вы считаете, сильно ли изменилась логистика в отечественном ритейле за последние годы?
На мой взгляд, логистика в украинском ритейле сейчас меняется в сторону эффективности – мы черпаем опыт иностранных компаний, оптимизируем свои бизнес-процессы, улучшаем взаимодействие между ритейлером и поставщиком – растем, одним словом.
- Какими логистическими мощностями и ресурсами сегодня располагает компания «Украинский Ритейл»? Что сегодня являет собой Ваш РЦ?
На сегодня у нас есть распределительный центр, через который проходит около 90% нескоропортящегося товара из ассортимента сети, специализированный овощной распределительный центр, через который происходит снабжение всех магазинов сети полным ассортиментом овощей и фруктов, также есть склад, где мы храним оборудование и расходно-фасовочные материалы. Кроме этого, мы обладаем собственным автопарком, в который входят 10-ти и 15-ти тонные автомобили. Автопарк увеличивается пропорционально приросту количества магазинов сети – как раз в данный момент мы проводим тендер на покупку автомобилей.
- Пользуется ли Ваша компания аутсорсинговыми услугами внешних логистических провайдеров, или же этот процесс осуществляется Вами собственными силами?
Пока такой устойчивой потребности нет. В рамках складской логистики нам хватает собственных мощностей, что касается транспортной - в основном мы покрываем свою потребность в товаре собственным автопарком, который используем на 100%. Но бывают периоды, когда мы можем воспользоваться аутсорсинговыми транспортными услугами. Если говорить о полном комплексе услуг, таких, как предоставляет, например, «Укрлогистика» - пока, при наличии собственных ресурсов нам это невыгодно.
- Один из последних трендов розничного рынка Украины – запуск крупными ритейлерами направления по собственному импорту FMCG товаров. Каковы планы сети «Брусничка» в этом контексте? Насколько такая деятельность сопряжена ли с проблемами на украинской таможне?
Да, этот тренд продолжаем и мы: с ноября 2012 г. начат импорт всей цитрусовой группы, в сезон 2012 г. мы импортировали пиво, результаты себя оправдали, и мы планируем расширить в 2013г. портфель импортируемых продуктов. Пока, даже при наличии возможных сложностей при таможенной очистке товара, импорт выгоден.
- «out-of-stock», «кросс-докинг», «service-level» - это все специализированные логистические термины. При этом даже в Интернете существует определенный дефицит информации о рынке логистики. А откуда Вы черпаете знания о нем?
Рынок цивилизованной логистики сейчас еще в стадии формирования, и основные знания о нем можно почерпнуть пока только на специализированных тренингах и в образовательных программах, основанных, как правило, на зарубежном опыте. Мы идем тем же путем, что и остальные – где-то перенимаем эффективный опыт других, где-то учимся на своих ошибках. Стараемся, чтобы последнего было меньше.
- Какие задачи стоят перед департаментом логистики компании «Украинский Ритейл» на 2013 год?
Наиболее ключевой задачей департамента закупочно-логистической деятельности на 2013 год стоит качественное повышение работы распределительного центра: с одной стороны, в части оптимизации затрат, а с другой – максимизации уровня сервиса склада. Задача довольно амбициозная, и решать ее предстоит в краткие сроки – высоко конкурентный рынок ритейла не терпит неэффективности.
Статья опубликована в №19, март 2013, журнал о розничной торговле AllRetail